Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Pharaoh — экономическая стратегия, компьютерная игра, разработанная компанией Impressions Games и изданная Sierra Entertainment. Игра является продолжением серии игр City Building и посвящена развитию города в Древнем Египте. Исторически игра соответствует этапам развития Египта как государства в период с 3200 г. до н. э. по 1382 г. н. э.
Дополнение Cleopatra: Queen of the Nile посвящено эпохе заката египетской империи. Геймплей остаётся без изменений, но в игру добавляются новые постройки и ресурсы.
Основной целью игры является строительство города. Но построить город на пустом месте сразу не получится. Сначала необходима дорога, к которой будут примыкать здания. Обычно на картах уже есть главная дорога, и игроку достаточно сделать свою дорогу. Однако не рекомендуется создавать перекрёстки дорог, так как ходокам, идущим по дорогам, приходится выбирать, куда идти. Уменьшить выбор можно с помощью застав, которые не позволяют ходокам идти, куда им не надо. Но если ходок торопится, он преодолеет заставу, не сворачивая. Лишнее можно убрать, отменив его, либо, если построено что-то ещё или прошло много времени, очистить, что требует денег.
Все здания, которые можно построить, делятся на группы:
Население. Здания, предназначенные для жилья жителей города.
Спойлер
Жилые кварталы. Дома, в которых живут простые жители (крестьяне) и богатые жители (писцы).
Жилой свободный участок. Место под дом. Когда иммигранты занимают участок, появляется хибара.
Дома площадью 1 квадрат (четыре дома могут объединиться в один дом площадью 2х2 квадрата):
Хибара. Вмещает 5 (20) жителей. Для развития требуется вода.
Хижина. Вмещает 7 (28) жителей. Для развития требуется один тип пищи.
Бедная лачуга. Вмещает 9 (36) жителей. Для развития требуется доступ к храмам одного бога.
Простая лачуга. Вмещает 11 (44) жителей. Для развития требуется чистая вода.
Бедный домик. Вмещает 13 (52) жителей. Для развития требуется доступ к развлечениям.
Простой домик. Вмещает 15 (60) жителей. Для развития требуется глиняная посуда.
Скромное жилище. Вмещает 16 (64) жителей. Для развития требуется доступ к врачу либо моргу.
Просторное жилище. Вмещает 17 (68) жителей. Для развития требуется пиво.
Скромный дом. Вмещает 18 (72) жителей. Для развития требуется доступ к зданию суда.
Просторный дом. Вмещает 19 (76) жителей. Для развития требуются доступ к школе либо библиотеке и место для расширения.
Дома площадью 2х2 квадрата:
Скромный коттедж. Вмещает 80 жителей. Для развития требуются два типа пищи и доступ к дантисту.
Просторный коттедж. Вмещает 84 жителя. Для развития требуется льняное полотно.
Элегантный коттедж. Вмещает 88 жителей. Для развития требуется доступ к храмам двух богов.
Красивый коттедж. Вмещает 92 жителя. Для развития требуется один тип предметов роскоши и место для расширения.
Дома площадью 3х3 квадрата:
Простой особняк. Вмещает 100 жителей. Для развития требуется доступ к врачу и моргу.
Просторный особняк. Вмещает 108 жителей. Для развития требуется доступ к школе, библиотеке и храмам трёх богов.
Элегантный особняк. Вмещает 116 жителей. Для развития требуется доступ к игральному дому.
Большой особняк. Вмещает 124 жителя. Для развития требуется два типа предметов роскоши и место для расширения.
Дома площадью 4х4 квадрата:
Простая усадьба. Вмещает 184 жителя. Для развития требуется три типа пищи.
Роскошные апартаменты. Вмещают 200 жителей. Высшая ступень развития жилых кварталов.
Когда жители получают необходимые товары и услуги, их дома прогрессируют, давая места для новых иммигрантов. Если же дома долго не имели доступа к товарам и услугам, они регрессируют, и часть жителей, которым не хватает места для жилья, становятся бездомными и уходят из города, но могут вернуться, если появились свободные места для жилья.
При прогрессе дома также могут занимать большую площадь, чему могут помешать другие здания.
Жители жилых кварталов до уровня красивого коттеджа считаются крестьянами, которые являются рабочей силой и нанимаются на работу, когда мимо домов проходят агенты по найму, отправляемые зданиями, которым требуется рабочая сила.
Жители жилых кварталов, начиная с уровня простого особняка, считаются богатыми писцами, которые не являются рабочей силой, не нанимаются на работу и платят больше налогов.
Сельское хозяйство. Здания, связанные с сельским хозяйством и добычей пищи.
Спойлер
Фермы. Здания, выращивающие сельскохозяйственные культуры. Все фермы могут быть размещены в пойме реки или на лугу.
Пшеничная ферма. Производит пшеницу и солому. Урожай собирается в мае.
Бобовая ферма. Производит бобы. Урожай собирается в апреле.
Латуковая ферма. Производит салат латук. Урожай собирается в апреле.
Инжирная ферма. Производит инжиры. Урожай собирается в сентябре.
Гранатовая ферма. Производит гранаты. Урожай собирается в июне.
Ячменная ферма. Производит ячмень. Урожай собирается в феврале.
Льняная ферма. Производит лён. Урожай собирается в декабре.
Ферма хны. Появляется в дополнении. Производит хну. Урожай собирается в декабре.
Поля, размещённые в пойме, обрабатываются рабочими с лагеря чернорабочих в период между разливами реки. После разлива в пойме остаётся плодородный ил, повышающий плодородие полей (чем темнее поле, тем больше будет урожай).
Поля, размещённые на лугу, требуют рабочей силы и обрабатываются в течение всего года, принося урожай в определённые месяцы.
Скотоводческая ферма. Здание, в котором разводят скот, забиваемый на мясо. Требует поставки соломы.
Рыбный причал. Здание, посылающее рыболовов за рыбой. Строится на берегу. Требует рыбацкую лодку с верфи. Рыболовы на лодке доплывают до рыбного места, где удочками добывают рыбу.
Охотничий домик. Здание, посылающее охотников за дичью. Охотники добывают страусов, антилоп и водоплавающих птиц.
Оросительный канал. Земляной канал, орошающий поля на расстоянии до 3 квадратов. Орошённые поля дают больший урожай. Канал в пойме должен примыкать к берегу, канал на земле - к водоподьёмнику.
Водоподьёмник. Здание, направляющее воду в канал. Строится на берегу.
Лагерь чернорабочих. Здание, создающее чернорабочих для работы на полях в пойме реки либо в возведении монументов.
Индустрия. Здания, связанные с промышленностью.
Спойлер
Сырьё. Здания, добывающие промышленное сырьё.
Глиняный карьер. Производит глину. Строится только на земле с наибольшим уровнем подземных вод.
Лесопилка. Создаёт лесорубов, которые срубают ближайшие деревья и относят на лесопилку для распила. Деревья дают 25 единиц древесины.
Каменоломня. Производит камень. Строится только рядом с камнями.
Гранитная каменоломня. Производит гранит. Строится только рядом с камнями.
Известняковая каменоломня. Производит известняк. Строится только рядом с камнями.
Песчаниковая каменоломня. Производит песчаник. Строится только рядом с камнями.
Золотой рудник. Производит золото. Строится только рядом с рудными камнями. Золото доставляется во дворец, пополняя городскую казну.
Медный рудник. Производит медь. Строится только рядом с рудными камнями.
Самоцветный рудник. Производит самоцветы. Строится только рядом с камнями.
Тростниковая база. Создаёт сборщиков, которые отправляются на болота для сбора тростника. Добытый тростник даёт 25 единиц тростника.
Мастерские. Здания, производящие товары.
Гончарная мастерская. Производит глиняную посуду. Требует поставки глины.
Кирпичный цех. Производит кирпичи. Требует поставки глины и соломы.
Ювелирный цех. Производит украшения (вид предметов роскоши). Требует поставки самоцветов.
Пивоварня. Производит пиво. Требует поставки ячменя.
Ткацкий цех. Производит льняное полотно. Требует поставки льна.
Папирусный цех. Производит папирус. Требует поставки тростника.
Красильный цех. Появляется в дополнении. Производит краску. Требует поставки хны.
Мастерская ламп. Появляется в дополнении. Производит лампы. Требует поставки глиняной посуды и масла.
Гильдии строителей. Здания, связанные со строительством монументов.
Гильдия плотников. Создаёт плотников, проводящих работы по дереву.
Гильдия кирпичников. Создаёт кирпичников, проводящих работы по кирпичу.
Гильдия каменщиков. Создаёт каменщиков, проводящих работы по камню.
Гильдия художников. Появляется в дополнении. Создаёт художников, проводящих работы по росписи стен гробниц.
Верфь. Производит рыбацкие лодки, транспортные суда и военные корабли. Требует поставки древесины. Для производства рыбацких лодок не требуются ресурсы.
Коммерция. Здания, связанные с торговлей и хранением товаров.
Спойлер
Хранилище. Здание, предназначенное для хранения продуктов питания. Вмещает до 3200 единиц (32 партии) товаров.
Базар. Здание, отправляющее закупщиков за товарами. Создаёт торговку, разносящую товары. В эстетически привлекательной местности базар становится улучшенным, создавая двух торговок.
Склад. Здание, предназначенное для хранения сырья и товаров. Вмещает до 3200 единиц (32 партии) товаров.
Док. Здание, предназначенное для торговли с другими городами. Строится на берегу. Доступно при наличии открытой торговли с другим городом и морского торгового пути.
Развлечения. Здания, связанные с проведением досуга.
Спойлер
Школа жонглёров. Здание, обучающее искусству жонглирования. Создаёт жонглёров, выступающих на помостах, эстрадах и в театрах.
Музыкальная школа. Здание, обучающее искусству музыки. Создаёт музыкантов, выступающих на эстрадах и в театрах.
Танцевальная школа. Здание, обучающее искусству танцев. Создаёт танцоров, выступающих в театрах.
Помост. Площадка для выступления жонглёров. Строится на перекрёстке.
Эстрада. Площадка для выступления жонглёров и музыкантов. Строится на перекрёстке.
Театр. Площадка для выступления жонглёров, музыкантов и танцоров. Строится на перекрёстке.
Игральный дом. Здание для отдыха за игрой сенет. Создаёт зазывал, приглашающих всех отдохнуть и повеселиться. Требует поставки пива.
Зоопарк. Появляется в дополнении. Здание для содержания диких животных. Создаёт дрессировщиков, приглашающих всех посмотреть на диковинных зверей. Требует поставки дичи и соломы.
Религия. Здания, связанные с почитанием богов.
Спойлер
Святыня. Небольшая святыня, посвящённая одному из богов. Увеличивает благосклонность бога.
Храм. Большой храм, посвящённый одному из богов. Создаёт жрецов, распространяющих влияние богов на людей. Увеличивает благосклонность бога.
Храмовый комплекс. Великий храм, посвящённый одному из богов. Создаёт жрецов, распространяющих влияние богов на людей. Увеличивает благосклонность бога. В городе может быть только один храмовый комплекс.
К храмовому комплексу можно пристроить алтарь и оракул, посвящённые малым богам, подчинённым главным богам.
Алтарь. Пристройка к храмовому комплексу, посвящённая одному из малых богов.
Оракул. Пристройка к храмовому комплексу, посвящённая одному из малых богов.
Фестивальная площадь. Большая площадь для проведения фестивалей во славу богам. Строится на перекрёстке. В городе может быть только одна фестивальная площадь.
На площади можно провести фестиваль, посвящённый одному из богов (обычный, большой, грандиозный). Можно провести не больше двух фестивалей в год.
Чем больше фестиваль, тем больше увеличится благосклонность бога и тем больше денег потребуется для его проведения. Для проведения грандиозного фестиваля также требуется пиво.
Монументы. Величественные здания, строящиеся в несколько этапов. После выбора места строительства монумента к нему подвозятся необходимые ресурсы, после чего рабочие и строители начинают возводить монумент.
Малая изогнутая пирамида. Требуются песчаник, известняк и дерево.
Средняя изогнутая пирамида. Требуются песчаник, известняк и дерево.
Малая кирпичная пирамида. Требуются кирпич, известняк и дерево.
Средняя кирпичная пирамида. Требуются кирпич, известняк и дерево.
Большая кирпичная пирамида. Требуются кирпич, известняк и дерево.
Комплекс кирпичных пирамид. Требуются кирпич, известняк и дерево.
Большой комплекс кирпичных пирамид. Требуются кирпич, известняк и дерево.
Малая ступенчатая пирамида. Требуются камень и дерево.
Средняя ступенчатая пирамида. Требуются камень и дерево.
Большая ступенчатая пирамида. Требуются камень и дерево.
Комплекс ступенчатых пирамид. Требуются камень и дерево.
Большой комплекс ступенчатых пирамид. Требуются камень и дерево.
Малая пирамида. Требуются песчаник, известняк и дерево.
Средняя пирамида. Требуются песчаник, известняк и дерево.
Большая пирамида. Требуются песчаник, известняк и дерево.
Комплекс пирамид. Требуются песчаник, известняк и дерево.
Большой комплекс пирамид. Требуются песчаник, известняк и дерево.
Малая мастаба. Требуются кирпич и предметы для загробной жизни.
Средняя мастаба. Требуются кирпич и предметы для загробной жизни.
Большая мастаба. Требуются кирпич и предметы для загробной жизни.
Сфинкс. Требуется гранит.
Малый обелиск. Требуется гранит.
Большой обелиск. Требуется гранит.
Храм Солнца. Требуются песчаник и дерево.
Мавзолей. Требуются песчаник и дерево.
Малая усыпальница. Появляется в дополнении. Требуются краска и лампы.
Средняя усыпальница. Появляется в дополнении. Требуются краска и лампы.
Большая усыпальница. Появляется в дополнении. Требуются краска и лампы.
Грандиозная усыпальница. Появляется в дополнении. Требуются краска и лампы.
Абу Симбел. Появляется в дополнении.
Великая Библиотека. Появляется в дополнении.
Фаросский Маяк. Появляется в дополнении.
Цезариум. Появляется в дополнении.
Образование. Здания, связанные с обучением жителей города.
Спойлер
Школа грамоты. Здание, связанное с обучением грамоте. Создаёт учителей, обучающих жителей города грамоте. Требует поставки папируса.
Библиотека. Здание, связанное с научными знаниями. При строительстве требует 500 единиц (5 партий) папируса. Создаёт библиотекарей, обучающих жителей города научным знаниям. Требует поставки папируса.
Здравоохранение. Здания, связанные с охраной здоровья.
Спойлер
Колодец. Небольшой колодец, снабжающий жилые дома водой. Можно построить только на земле с подземными водами. После строительства водозапасника колодец становится ненужным и высыхает.
Водозапасник. Здание, снабжающее жилые дома чистой водой. Можно построить только на земле с подземными водами. Создаёт водоноса, разносящего чистую воду и снижающего риск заболевания малярией.
Аптека. Здание, предназначенное для лечения жителей. Создаёт аптекаря, лечащего жителей, снижая риск заболеваний малярией и чумой, и излечивающего всех встреченных больных.
Дом врача. Здание, предназначенное для лечения жителей. Создаёт врача, лечащего жителей, снижая риск заболеваний.
Дом дантиста. Здание, предназначенное для лечения жителей. Создаёт дантиста, лечащего жителям зубы, повышая уровень настроения в городе.
Морг. Здание, предназначенное для упокоения умерших. Создаёт бальзамировщика, проводящего ритуалы упокоения умерших, повышая уровень здоровья в городе. Требует поставки льняного полотна.
Правительство. Здания, связанные с безопасностью и государственными делами.
Спойлер
Пожарная часть. Здание, следящее за состоянием городских зданий. Создаёт пожарного, устраняющего возможные пожары зданий и тушащего горящие здания.
Пост архитектора. Здание, следящее за состоянием городских зданий. Создаёт архитектора, устраняющего возможные разрушения зданий.
Полицейский участок. Здание, следящее за уровнем беспорядков в городе. Создаёт полицейского, устраняющего беспорядки и нейтрализующего всех встреченных преступников.
Здание суда. Здание, следящее за уровнем беспорядков в городе. Создаёт судью, устраняющего беспорядки. В здании суда хранится часть городской казны.
Дворец. Здание, заведующее финансовыми и военными делами, а также служащее местом отдыха для фараона. Позволяет строить налоговые управления и собирать военные отряды. Уровень поселения определяет ранг дворца (обычный, большой, роскошный). Во дворце хранится городская казна. В городе может быть только один дворец.
Особняк. Здание, в котором проживает управляющий города (игрок). Статус управляющего определяет ранг особняка (личный, семейный, династический). В особняке хранится казна управляющего. В городе может быть только один особняк.
Налоговое управление. Здание, предназначенное для сбора налогов. Создаёт сборщика налогов, собирающего налоги с жилых домов. В налоговом управлении хранится часть городской казны.
Пропускной пункт. Застава, размещаемая на дороге и запрещающая ходокам идти дальше. Спешащие ходоки игнорируют пропускной пункт.
Водные пути. Здания, связанные с перемещением через водные преграды.
Мост. Деревянный мост, позволяющий пересекать водные преграды. Ширина преграды, через которую можно поставить мост, не может превышать 4 квадратов.
Паром. Паромная пристань, позволяющая пересекать большие водные преграды. Ходоки, пользующиеся паромом, плывут по воде на лодках.
Украшения. Здания, связанные с уровнем привлекательности.
Сады. Небольшие сады, повышающие эстетическую привлекательность местности.
Плиты. Украшенные плиты, размещаемые на дорогах и повышающие эстетическую привлекательность местности.
Статуи. Каменные статуи, повышающие эстетическую привлекательность местности.
Малая статуя.
Средняя статуя.
Большая статуя.
Армия. Здания, связанные с военным делом.
Спойлер
Военные форты. Здания, создающие отряды солдат. Строить форты можно при наличии Дворца. Всего может быть построено до 6 военных фортов.
Форт Пехоты. Создаёт отряд пехотинцев. Всего в отряде до 16 пехотинцев.
Форт Лучников. Создаёт отряд лучников. Всего в отряде до 16 лучников.
Форт Колесничих. Создаёт отряд колесничих. Всего в отряде до 16 колесничих.
Оружейная. Здание, производящее оружие. Требует поставки меди.
Мастерская колесниц. Здание, производящее колесницы. Требует поставки древесины.
Рекрутский центр. Здание, обучающее солдат. Обученные солдаты отправляются в академию или форт. На обучение одного пехотинца требуется 100 единиц (1 партия) оружия, на обучение одного колесничего требуется 1 колесница, на обучение одного лучника не требуются ресурсы. В городе может быть только один рекрутский центр.
Академия. Здание, тренирующее солдат, повышая их опыт. Опытные солдаты отправляются в форт.
Транспортный причал. Причал для транспортных судов, позволяющих перевозить солдат через водные преграды. Строится на берегу. Требует транспортное судно с верфи.
Военный причал. Причал для военных кораблей, атакующих солдат на берегу и другие корабли. Строится на берегу. Требует военный корабль с верфи.
Укрепления. Величественные укрепления, защищающие город от вражеских набегов.
Стена. Укреплённая стена, защищающая город от вражеских набегов.
Башня. Строится на стене. Создаёт защитника, наблюдающего территорию и атакующего врагов. Если стена широкая (толщина 2 квадрата), из башни выйдет второй защитник и будет ходить по стене, патрулируя местность.
Ворота. Величественные ворота, защищающие город от вражеских набегов. Строятся на дороге. К воротам можно подвести стены.
Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Pharaoh + Cleopatra: Queen of the Nile
Отношения с богами
В Древнем Египте поклонялись огромному пантеону богов. Фараон считался сыном бога и воплощённым богом, несущим божественную волю.
В игре у каждого города есть один или несколько богов-покровителей. Для увеличения их благосклонности нужно строить святыни и храмы. Один из богов является главным, и ему нужно строить больше святынь и храмов, чем остальным. Если больше святынь и храмов посвящено другому богу, главный бог может обидеться и принести несчастья. Заметно увеличить благосклонность богов можно с помощью фестивалей.
Боги
Спойлер
Осирис. Бог земледелия. Правитель царства мёртвых.
Чем выше благосклонность Осириса, тем лучше происходят наводнения, оставляя больше плодородного ила и происходя позже, чтобы с полей успели собрать весь урожай. Недовольный Осирис уменьшает плодородность полей в пойме и делает наводнения более разрушительными, затапливая весь урожай и чернорабочих.
Боги, подчинённые Осирису - Себек и Мин.
Себек. Бог воды и плодородия.
Алтарь Себека позволяет жрецам Осириса влиять на пищу и товары, благодаря чему жители довольствуются меньшим их количеством.
Мин. Бог воспроизводства.
Оракул Мина ускоряет восстановление деревьев, тростника и животных.
Ра. Бог Солнца. Покровитель всего Египта.
Чем выше благосклонность Ра, тем выше рейтинг царства. При отрицательном количестве денег в казне позволяет выплачитвать меньший процент. Недовольный Ра уменьшает рейтинг царства и забирает часть денег из казны.
Боги, подчинённые Ра - Маат и Гор.
Маат. Богиня правосудия.
Алтарь Маат снижает уровень беспорядков и позволяет жрецам Ра устранять беспорядки.
Гор. Бог фараонов.
Оракул Гора увеличивает благосклонность жителей, позволяя платить им меньшее жалование.
Птах. Бог ремёсел. Покровитель города Мемфис.
Чем выше благосклонность Птаха, тем выше производительность золотых, медных и самоцветных рудников, глиняных карьеров, верфей, ювелирных и ткацких цехов. Недовольный Птах уменьшает их производительность и может разрушить несколько производящих зданий.
Боги, подчинённые Птаху - Амон и Тот.
Амон. Бог неба и солнца.
Алтарь Амона увеличивает производительность каменоломен, лесопилок и кирпичных цехов.
Тот. Бог мудрости и учения.
Оракул Тота уменьшает расход папируса в школах и библиотеках.
Сет. Бог разрушения. Покровитель пустынь.
Чем выше благосклонность Сета, тем сильнее становятся солдаты города и тем больше опыта они получаются в битвах. Недовольный Сет ослабляет солдат и может даже наслать на город врагов.
Боги, подчинённые Сету - Анубис и Сехмет.
Анубис. Бог смерти.
Алтарь Анубиса уменьшает расход льняного полотна в моргах.
Сехмет. Богиня войны.
Оракул Сехмет уменьшает уровень беспорядков и позволяет жрецам Сета ловить преступников.
Баст. Богиня домашнего очага. Покровительница детей.
Чем выше благосклонность Баст, тем меньше пищи и товаров тратят жители города и тем дольше длится эффект от зданий здравоохранения, развлечения и образования. Недовольная Баст портит пищу и товары и уменьшает уровень настроения в городе.
Боги, подчинённые Баст - Исида и Хатор.
Исида. Богиня здоровья.
Алтарь Исиды увеличивает уровень здоровья в городе и позволяет жрецам Баст снижать риск заболеваний и излечивать всех больных.
Хатор. Богиня радости, любви и веселья.
Оракул Хатор увеличивает уровень настроения в городе.
Отношения с другими городами
При нажатии на кнопку "Карта Мира" (похожа на восходящее солнце) игрок переходит к карте Древнего Египта, на которой показаны города, включая город игрока. Вид иконки города показывает, какой нацией основан город (римляне, ассирийцы, персы, финикийцы; с дополнением - гиксосы, морской народ, хитти, митани, нубийцы, ливийцы, кушиты, ханааниты). Вокруг иконок городов есть малые иконки, показывающие детали о состоянии города.
Спойлер
Название говорит само за себя.
Монеты показывают уровень казны в городе. Чем выше башенка монет, тем больше денег в городской казне.
Щиты показывают военную мощь города. Чем больше щитов, тем больше войск и тем сильнее солдаты в их составе.
Знамя показывает принадлежность города. Большое квадратное знамя - город игрока, треугольное знамя - союзный город, малое квадратное знамя - город-вассал.
Факел показывает, что город-вассал бунтует и отказывается платить дань. Бунт можно подавить, задабривая город подарками либо отправив в город войска.
При выборе города игрока на панели управления городом появляется сообщение "Наш город". При выборе другого города появляется информация о товарах, покупаемых и продаваемых городом. Если город готов к открытию торговли с городом игрока, будет доступна возможность создать торговый путь.
При открытии торговли либо заключении союза между городами появляется торговый путь.
Спойлер
Сухопутный торговый путь обозначается на карте оранжевой линией, идущей почти прямо. После открытия торговли в городе появляются торговые караваны. Каждый караван может купить и продать до 800 единиц (8 партий) товара. Каждый город отправляет по два торговых каравана.
Морской торговый путь обозначается на карте синей линией, идущей по морю. После открытия торговли в городе появляются торговые корабли. Каждый корабль может купить и продать до 1200 единиц (12 партий) товара. Каждый город отправляет по одному торговому кораблю.
Торговля с другими городами позволяет получить товары, которые не производятся в городе.
Мрамор, масло и все виды предметов роскоши, кроме украшений (благовония, слоновая кость, чёрное дерево, вино, оливковое масло) - единственные товары, которые нельзя производить в городе, можно только импортировать из других городов.